Genre
Пейзаж
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
1986
Size
59,2х79
Number
11453-2847ж
Перед нами лесная панорама. Густые заросли в пойме реки: клены, тополя, ивы, березы… И кустарники: барбарис, облепиха, черемуха…. Преобладает охра. В небольшом диапазоне – потрясающее разнообразие. Доминирует плотная непроницаемая масса листвы и веток. Очень темно на земле от густой тени. Возможно, на некоторых ветках мокрый снег остался белыми крапинками. А возможно это краска выцвела…. А возможно это цветение? Это ранняя весна! Это не осень. Желтеет не опавшая листва, что-то зеленеет, деревья и кустарники белые от пуха. Необычайно! Тогда понятно, почему на опушку леса выбрался красочный фазан – в поисках любовных приключений! Вокруг глаз – красное кольцо, голова и шея – золотисто-зелёные, длинный хвост – торчком. Видны еще две птицы, … слишком много для одной картины. А, возможно, художник объединил разные временные промежутки одного и того же события? Живопись часто пользуется этим приемом. Фазан вышел на поляну, взлетел на дерево, а потом и вовсе полетел. Хотя птица предпочитает прятаться в кустах, редко поднимается на деревья, летает только в крайних случаях. Беспокойная весна! А может ее настораживает черная тень, кто-то страшный с желтыми глазами. Может филин? Глубина чащи пугает, как пугает глубина океана, манит тайнами, скрытыми от нас. Они вспыхивают охрой красной, оранжевой и голубой, прогалинами. Так чаще всего и происходит: все самое интересное скрыто от нас за оболочкой видимости. Художник изобразил то, что на поверхности и сумел сюжетом о фазане проникнуть в необъятный космос.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.