Портрет. Строитель

Genre

Портрет

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

90х69

Size

1983

Number

906-367ж

Серый день, серый железобетонный каркас. Желтыми линиями по серому прочерчены тоненькие ограждения. По ощущениям – осень. Перед нами строитель-монтажник в оранжевом жилете. Из-под мятого серо-голубого джемпера выглядывает белая рубашка; блестит металлическая пряжка. Молодой, стройный, красивый, чернобровый; чувственные губы и томный взгляд. Художница умеет рефлексами лепить объемы, насыщенные жизнью. Что-то написано тонко, остальное – эскизно. Апробированный метод выделить главное. Что он держит в руке? Нечто белое, матерчатое? Смял летнюю кепку? Так ведь не лето. На бумаги непохоже. Сверток? Свернул полотенце? Нечто непонятное, но так не должно быть, не должно быть приблизительности, ведь это произведение искусства, приобретенное музеем… Одет по-рабочему, но на рабочего не похож. Нет суровых подбородков, убежденности во взгляде. Интеллигентские манеры, длинные пальцы, задумчивые глаза. Идеалист облокотился о перила, как поэт о фортепиано. Возможно, юный архитектор решил усвоить основы профессии на практике. Похвально! Не покидает ощущение, что позирует студент художественного училища; смотрит пристально на свой этюд, а в руках у него ветошь, которой руки вытирают при работе масляными красками. А может все прозаичнее – специалист с высшим образованием устроился на высокооплачиваемую работу семью «кормить». Приземленно как-то… А можно и так: в первой половине 80-х в Советской Киргизии – расцвет индустриального строительства из готовых железобетонных блоков. Ощущается острая нехватка грамотных специалистов, рабочих-инженеров. А! Все понятно! Это о слиянии умственного труда с физическим. Еще одна коммунистическая сказочка пропагандируется в прекрасном портрете талантливой художницы. Таковы правила существования хорошей живописи в СССР: надо приспособиться к партийной линии и спокойно лепить объемы, насыщенные жизнью. А парню среди настоящих строителей будет трудно, надо будет приспосабливаться к брутальным манерам гегемона.


Садыкова Айнагуль Садыковна

1942

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родилась 8 марта 1942 года в селе Говсувар Баткенского района Ошской области. В 1965 году окончила Фрунзенское государственное училище, в 1970 году-художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве. В 1971-1979гг. преподавала во Фрунзенском художественном училище, затем в Национальном академии художеств Кыргызской Республики. С 1993 года-член Союза художников СССР. Айнагуль Садыкова-первая кыргызская женщина-художник, получившая высшее профессиональное образование. С одинаковым успехом работает почти во всех жанрах живописи. Она обладает тонким художественным вкусом, многоплановым образным мышлением, что проявляется в разнообразии и оригинальности композиционных решений ее работ. Лучшие ее произведения хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Награжден орденом «Данк» Кыргызской Республики.