Юные гимнасты

Genre

Групповой портрет

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1979

Size

78х70

Number

7669-2119ж

В большом спортивном зале на гимнастическом бревне отдыхают девочки-подростки. Смотрят на зрителей. Позируют? В объектив фотоаппарата? Та, что постарше, кажется уставшей и смотрит с вызовом; младшая с любопытством и насторожено, держит в руках красный мяч. На заднем плане гимнастка выполняет стойку на руках с переходом в мостик. Рядом тренер, сверху кольца. Впечатление такое, что написано быстро, поспешно; художник устал бороться с формой и в какой-то момент решил, что с него хватит, и оставил все как есть. Такое бывает, когда автор не понимает, что он делает… Мастер соцреализма написал бы красивых, подтянутых девочек, мечтающих стать чемпионками советского спорта, самого спортивного спорта в мире; показал бы, как подрастает наша смена, наша надежда и гордость! Но к тому времени в советский проект уже никто не верил и картины с таким пафосом получались малохудожественными. Девочки, возможно, станут великими спортсменками, но картина о другом… Зачем с помощью примитива уродовать девочек? Зачем этот мрачный колорит? Это что? Предчувствие соцарта? Издевка над официозом? У честной художницы писать по-советски рука не поднимается и остается только иронизировать? … И модернизма у нас нет, и салона тоже! За ним обычно прячутся, когда не знают, что делать. У нас только серьезная советская живопись! Ну и получайте серьезную живопись, и по-другому она не получается… Возможно все было именно так, но это не обязательно, скорее всего, художница об этом не думала. Писала милых девочек, а получилось другое… Почему художница написала такую работу? А музей купил ее? Для того, чтобы понять это, надо окунутся в то время, а это в маленьком комментарии практически невозможно. Это можно объяснить некоторой вседозволенностью, попустительством со стороны властей в условиях развитого социализма. И именно такое либеральное отношение к творчеству породило кыргызский живописный модернизм. А он смело изображал аборигенов. И это была его победа над своими комплексами.


Садыкова Айнагуль Садыковна

1942

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родилась 8 марта 1942 года в селе Говсувар Баткенского района Ошской области. В 1965 году окончила Фрунзенское государственное училище, в 1970 году-художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве. В 1971-1979гг. преподавала во Фрунзенском художественном училище, затем в Национальном академии художеств Кыргызской Республики. С 1993 года-член Союза художников СССР. Айнагуль Садыкова-первая кыргызская женщина-художник, получившая высшее профессиональное образование. С одинаковым успехом работает почти во всех жанрах живописи. Она обладает тонким художественным вкусом, многоплановым образным мышлением, что проявляется в разнообразии и оригинальности композиционных решений ее работ. Лучшие ее произведения хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Награжден орденом «Данк» Кыргызской Республики.