Genre
Пейзаж
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
1989
Size
58,5х79
Number
11446-2840ж
Аил устроился на выходе из горного ущелья. Взгляд ударяется в фактуру посеревшего крутого склона. Прорисованы выгоревшие травы: угадывается репейник. Вдоль склона вьется улочка; по ней тянутся спрямленные линии электропередач. Группа саманных домиков поднялась на террасы: люди боятся горного половодья. Внизу разнообразными оттенками буйствует зелень. Деревья и кустарники напились прохлады и уже горят под лучами южного солнца. Ближние горы – серые и землистые, дальние – серые и голубые. Хороший реалистический этюд. Он говорит нам о том, что в творчестве автора наступили иные времена и невозможно сочинять, фантазировать, фонтанировать, как в работе «Мой аил» 1981 года. Художница возвращается: к старому названию, к родным местам, … к началу. В конце 80-х она опять на натуре, в поисках нового образа и новых смыслов… А есть ли они? Новые смыслы? Может, все это – только живопись! Композиция! И все! Абстракция линий, пятен, черточек, которые одновременно что-то изображают. И бесполезно осмысливать магию пластики! Мы понимаем это! Мы понимаем, что видим только часть аила. Мы видим, что улочка делает зигзаг, похожий на букву «S». Мы не видим реку, но понимаем, что она там есть, внизу, посередине. Зачем рисовать воду – достаточно показать результаты ее благотворной деятельности. И рядом с этим раем устроился, прикормился, человек со своими уродливыми постройками, которые растут, заметьте, не из деревьев – вырастают из высохшей земли. Мы видим все это! Мы не можем не видеть этого. И опять возвращаемся к избитому искусствоведческому шаблону: картина (этюд, пейзаж, набросок) – это всегда концентрированное осмысление увиденного!
1942
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родилась 8 марта 1942 года в селе Говсувар Баткенского района Ошской области. В 1965 году окончила Фрунзенское государственное училище, в 1970 году-художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве. В 1971-1979гг. преподавала во Фрунзенском художественном училище, затем в Национальном академии художеств Кыргызской Республики. С 1993 года-член Союза художников СССР. Айнагуль Садыкова-первая кыргызская женщина-художник, получившая высшее профессиональное образование. С одинаковым успехом работает почти во всех жанрах живописи. Она обладает тонким художественным вкусом, многоплановым образным мышлением, что проявляется в разнообразии и оригинальности композиционных решений ее работ. Лучшие ее произведения хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Награжден орденом «Данк» Кыргызской Республики.