Genre
Портрет
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
1972
Size
100х65
Number
5709-1694ж
КОЖОМУРАТ САРЫКУЛАКОВ (1892-1918) один из активных участников борьбы за новую власть в Кыргызстане. Учился в Верном, Киеве, Казани. После Февральской демократической революции, вернулся в Кыргызстан и активно включился в политическую жизнь. 10 сентября 1917 года был избран председателем Союза «БУКАРА» («Беднота»). Погиб в 1918 году. Стоит батыр за столом из красного сукна, держит в руках газету. Ученный человек, интеллектуал и демократ, обращается к разуму народа! Простота – пафос бедняков. На столе ничего лишнего, Прямая линия и край листочка бумаги. Ничего лишнего в одежде: бледно-розовая косоворотка. У самого края серой степи видны бедняцкие строения. Лицо бледное, но руки темные от загара и крестьянской работы. Красное, белая газета, черные буквы, темные волосы и руки. Все остальное светлое! Тончайшие оттенки розового, голубого, фиолетового, желтого и зеленного. В 70-х годах модно было трактовать революцию как светлую романтику. В данном случае оправдано. Герой уйдет из жизни и не узнает о голоде, репрессиях, крахе революционных начинаний. Что за газету он держит в руках? Видна арабская вязь и на кириллице часть надписи: «БУКАРА». До 1924 года кыргызы пользовались газетами на русском, казахском, узбекском и татарском языках. Только в ноябре 1924 года появилась первая кыргызская газета «Эркин-Тоо» («Свободные горы»). Печатали газету арабским шрифтом. Возможно, художник сдвигает время, чтобы было понятно: Печать – Знания – Свобода и Процветание!
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.