Genre
Портрет
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
1975
Size
69,5х49,5
Number
6663-1966ж
Наклонная линия делит фон на светлую и темную части. Художник наклонил угол комнаты, используя третью точку схода, так называемую, плафонную перспективу. Так часто делали кубисты, раздвигая пространство вверх. На темной части фона, за столом, расположилась жена. Привычный профиль, розовая лента, тонкие кисти, одна прикоснулась к лимону. Рядом еще два яблока. Очень сложный декоративный колорит: оттенки зеленого, голубого, желтого, светло фиолетового, темно-серого. Еще один портрет жены художника написан через три года после первого. Написан в манере советского сезаннизма – брутальное окружение и приглаженное лицо. В такой живописной трактовке «оливковое» лицо становится похожим на красивую маску. Вот так вот советское оказалось сложнее чем экзистенция отчуждения и некоммуникабельности. Здесь тонкие наслоения: патриархального, советского, либерального. Здесь, и египетские развороты, и профиль серебряного века; и кубистическое пространство, и постмодернистский коллаж. Не разобраться – слишком сложные цитаты. Лучше маску надеть. А возможно, художник не захотел идти до конца! Не захотел анализировать любимого человека. Это небезопасно, так можно и до формализма докатится. До настоящего, когда важна только форма. И тогда: и профиль, и розовая лента, и лимон, и тонкие кисти рук – все это со временем превращается в манеру.
(1946-2005)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.