Genre
Портрет
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
1974
Size
131х179,5
Number
6043-1809ж
САЯКБАЙ КАРАЛАЕВ (1894-1971) – великий Сказитель, Манасчы. Его часто называют «Гомером XX века». Саякбай сидит на ковре, руки на коленях. Глаза закрыты, он весь погружен во вселенную Великого Эпоса и готов передавать через себя энергию предков, посвящать людей в духовную сокровищницу народа. В самом разгаре поединок Манаса с врагом. Идет битва за родную землю, за будущее единого народа: Слева за исходом схватки наблюдает Каныкей. Справа – сражающиеся и поверженные. Экспрессия форм и красок. День и ночь, свет и темень, хаос и контрасты! Вот что написал о Сказителе Чынгыз Айтматов: «…Исполнительская манера Каралаева полна душевного накала: ритмика, страсть, вдохновение и рядом – тоска, горе, переживание, слезы – рядом мужество, решимость, отвага. И снова раздумья, смех и плач». Но художник пошел по другому пути и образ Сказителя – это больше символ. Он отрешен от всего мирского. Это необычная трактовка! И правильная ли она? Появляются вопросы… На сегодняшний день эта работа является самой мощной живописной вариацией Великого эпоса. Эта картина воспринимается как творческое завещание мастера. Почему в Советской Киргизии можно было так смело экспериментировать? Возможно, тогда было понимание, что именно в результате мучительных поисков, ошибок и неудач, появляется настоящее искусство и достигаются вершины духа! И появляются вопросы…
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.