Мавзолей хана Байтыка

Genre

Архитектурный пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1968

Size

49х35

Number

5030-1565-ж

К югу от столицы Кыргызстана, у подножия гор, находится мавзолей видного политического деятеля XIX века Байтик-батыра (1823-1886). На картине – состояние строения в конце 60-х годов. Купол обвалился, обнажилась кирпичная кладка, кое-где видна штукатурка. Исторический памятник потерял свою первоначальную форму и напоминает шлем сказочного великана. Сверху – синее небо, внизу – пожелтевшая трава. Чем этот вид привлек художника? Он просто зарисовал уходящую натуру? Была такая мода, когда городские интеллектуалы напоминали советским гражданам о несоветском прошлом, о том, что была у нас и другая история. И там наша духовность! Там наши корни, наш шанс сохранить свою уникальность и не раствориться в глобализации. Советский художник видит намеки, но не понимает их. Он работает с мифом! С недосказанностью и отрывками. Все обаяние прошлого в этой загадочной пластике и не нужно слов! Развалины – о вечности, древность – благообразна… Видим ли мы больше, чем видел художник в конце 60-х? Знаем ли больше… Меняются времена – меняются приоритеты. Мавзолей был отреставрирован в 1990 году. А может, надо было оставить все как есть? При реставрации что-то уходит… Наверное, дух заменяется показной заботой.


Джумабаев Белек

1939-1977

График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.