Заблудились

Genre

Анималистический

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1970

Size

59,8х79,5

Number

7292-2063-ж

Заблудились, сбились в кучу. Разномастные, но все с черными гривами, среди охристых холмов и желтых кустарники горной эфедры. Чалый готов бодаться и кусаться. Остальные смотрят в «далеко» с надеждой, что их не будут обижать. Почему кони игрушечные? И похожи на испуганных щенят? Художник делал это сознательно? Как раз в это время он успешно иллюстрирует детские сказки: «Гроздь винограда» Мурза Гапарова (1966) и «Дыня, выросшая на спине лошади» Дүйшөна Сулайманова (1968). И, естественно, найденное в графике, переходит в станковую живопись, и наоборот. Это самое простое объяснение. В 70-е границы «жанра» в Советской Киргизии размываются. Модернизм размыл. Например, к какому виду искусства отнести «Черный квадрат»? На Западе с этим вопросом уже давно разобрались… А у нас все только начинается. В эпоху развитого социализма стало без разницы, живопись это или графика, лишь бы не одно и тоже. И никакой критики! Что угодно, только не критика! Городскому жителю жизнь в горах кажется сказкой? Пожалуйста! Под гнетом идеологии живопись становится инфантильной? Разрешаем! И иносказательной! Точнее – подсознательной. Это уже сложнее! Художник постоянно возвращается к «детскому» стилю, и это похоже на наваждение. Одинокий герой перед необъятной вселенной мирового искусства, где все уже сделали и сделали божественно! Маленький просит «прекрасное далеко» быть к нему снисходительнее… Художник любил работать на картоне (или ДВП?). Линия внизу это дефект. У талантливого графика дефект стал неотъемлемой частью композиции.


Джумабаев Белек

1939-1977

График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.