Полет

Genre

Пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1970

Size

80х60

Number

8884-2357-ж

Горные хребты, вершины и склоны. Внизу на холме пасутся кони. Их почти не видно, настолько они малы в окружении великанов. Вдали горная речка становится долинным озером; темно-синяя вода отражает небо, которого не видно на картине. Есть все! Контрасты форм! Контрасты масштабов и пространств! Есть цветовой акцент. Но этого автору показалось недостаточным, и он заливает центр теплой охрой. Зачем холодное, «мыльное» перекрывать теплым, «жаренным»? Зачем этот жуткий диссонанс? Автор отвечает: зато появился главный контраст! Между горами старыми и новыми, молодыми! Новые толкаются – старые упираются и стойко защищают реку, долину и горные традиции. Тогда почему кони очутились на новом холме? Они должны были быть с традициями. Непонятно? … Скорее всего, это сделано для композиционного равновесия. Новые горы нарисованы условно и похожи на остроносых чудовищ! А может это здания? Горная фантазия стала городским триллером! Где забывают традиции и наползают на соседей! Хороший живописный анализ, сдержанный колорит, до примитива обобщены формы, простая идея! Горы напоминают город! Или город напоминает горы? В 70-е годы прошлого столетия микрорайоны пошли в наступление на предгорья. И талант, опережая свое время, пытается совместить урбанизацию и горный пейзаж. Модернистские методы и традицию.


Джумабаев Белек

1939-1977

График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.