Этюд с речкой

Genre

Пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1960

Size

19,5х34

Number

14758-3409ж

Пойма долинной реки. Течет она быстро и издалека, из ущелья. Извилист и долог ее путь, и начинается он в горах! Горы написаны согласно законам световоздушной перспективы – бледными и серыми. И включение зеленого создает необходимую игру оттенков. Солнца не видно, оно за облаками, за пределами композиции. Солнце в дымке – любимый режим фотографов. Мы понимаем откуда течет река. Но горы – это всегда топографическая загадка, и не понять: где главное русло, а где – притоки. Реку мы видим уже в долине, она голубеет вдалеке. Потом пропадает из виду и появляется уже совсем близко. Очень интересная условная линия горизонта. Она прыгает по холмам справа и спускается к реке; потом разделяет воду и землю; слегка растворяется еле заметная; и, наконец, становится осью селения, на окраине и к центру. Домики и зелень вдоль дороги. Очень интересен контур гор. Он обозначает ущелье и поднимается рывками вверх в обе стороны; вершины слева мы не видим, видим только кусочек неба и два хребта, скорее всего, они обозначают еще одно ущелье. Почему вода желтого оттенка? Пенится золото бурлящего потока и отражает тепло солнца в дымке. Приближаемся к закату. А почему к закату? Почему не утро? Закат теплее утра. Закат – усталость дня. Достигнута масштабность и торжествует мастерства, но чего-то не хватает. Не хватает идеи? Или идей слишком много? На один небольшой этюд?


Аманкожоев Кубанычбек

(1934-1987)

Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.