Вечер

Жанр

Пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1984

Өлчөмү

70х100

Номери

9898-2505

В 70-80 годах в живопись Кыргызстана проникают элементы экспрессионизма. Это было естественным развитием республиканской Школы изобразительного искусства. Художник перестает буквально следовать за реальными цветовыми и тоновыми отношениями, цвет становится интенсивным, локальным, форма упрощается. Цель – поиск символов современного Кыргызстана. Часто живописная картина трактуется как декоративный узор. Гений декоративного искусства в работе с натуры искал идеальные сочетания цветовых пятен. В целом композиция связи с реальностью не теряет, но некоторые элементы превращаются в абстракцию. На закате вдоль ограды стоят три девушки: одна в ярко-оранжевом платье, другая – в малиновом, третья – в розовом. Освещены солнцем склоны гор и верхушки холмов. Плотные: коричневый, желтый, оранжевый, красный, плывут в оттенках прозрачно-фиолетового. Свет воспринимается буквально, тени престают быть тенями, потому что художник чувствует: элементы пейзажа должны стать символами, отражающими дух народного искусства.


Уметов Джумабай

1933-1995

Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".