Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1984
Размер
70х100
Номер
9898-2505
Плотные цвета – коричневый, желтый, оранжевый – парят над оттенками прозрачно-синего. Вдоль ограды стоят девушки: одна в ярко-оранжевом платье, другая – в малиновом, третья – в розовом. Горят на закате. Горят холмы и горные склоны цвета ржавого железа. Горящие пятна движутся сами по себе, будто хотят вылезти за рамки картины, за пределы живописи! И свет воспринимается цветом! И тени странные, но еще узнаваемые. А вот холмы – ни за что не узнать, потому что художник… так чувствует… В канун перестройки идет полным ходом «перестройка» в живописи. До «Новой волны» осталось три года. А пока, девушки – прекрасные девушки – это не экспрессионизм. Девушки – это соцреализм. По теме, настроению, духу. Ну и что, что оранжевые! У колхозниц здоровый цвет лица! Стоят девушки вдоль ограды, которая является символом… ограды… А нужно было сделать маленький шажочек, и стать основоположником кыргызского экспрессионизма. Не советского – кыргызского. Но этот шажочек так и не был сделан. И сейчас непонятно – кто его сделает. Вроде бы наши художники тридцать лет как несоветские, а не могут. Не могут продолжить начатое. Такое гениальное, так верно отражающее творческий дух народа. Молодые могут перенести на нашу почву достижения западных Школ и назвать этот механический перенос своими личными достижениями. Но это дела не меняет. Это не движение. И отсутствие движения в сторону от соцреализма становится особенностью нашей культуры.
1933-1995
Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".