Genre
Эпический
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
1950-1961
Size
77х100
Number
2887-1156ж
В 1945 году в Кыргызстане решили отметить 1100-летний юбилей эпоса «МАНАС», как национальный праздник кыргызского народа. Но в итоге празднование не состоялось. В 50-х годах многих исследователей эпоса «МАНАС» обвинили в «пантюркизме», «буржуазном национализме» и подвергали репрессиям, всенародное празднование юбилея стало невозможным. Единственное, что получилось – издать первый том эпоса «Манас» в Москве в 1946 году. Иллюстрациями этого издания в Кыргызстане были недовольны, и можно согласиться с итоговой оценкой, данной таким авторитетным исследователем изобразительного искусства Кыргызстана, как Джамал Уметалиева: «Они (иллюстрации) отличались банальностью композиции, салонной красивостью цвета и совершенно не отражали эпического монументального языка, героического эпоса…». В 1946-1947 годах над серией станковых линогравюр на темы эпоса «Манас» работает выдающийся график Владимир Андреевич Фаворский. Но, к великому сожалению, эта серия так и не была закончена. Все перипетии этой истории были знакомы Чуйкову, он не мог оставаться в стороне. Чуйков – художник-реалист, пейзажист, создатель тематических полотен. Он никогда не занимался иллюстрациями и в этой единичной работе выражено его отношение к проблеме. Манас выезжает на охоту в сопровождении джигитов. Он в центре на своем любимом скакуне АК-КУЛА. С одной стороны, едет БАКАЙ, старейший батыр. С другой – ближайший соратник АЛМАНБЕТ. Батыры и вершины гор освещены ярким утренним солнцем. Одежда батыров отличается декоративностью, обилием цвета и узоров. Применен прием контраста: Грозный Манас выезжает на охоту с маленьким соколом, а сопровождающие его соратники с большими беркутами.
(1902-1980)
Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.