Орто-Токой

Genre

Пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1973

Size

74,5х75

Number

6048-1814ж

Горы занимают все пространство картины. Вверху голубеет небо в облаках; внизу виднеется присутствие человека: дорога, мост, домики. Горы – это огромное, пустое, дикое! Человек – маленькое, уютное, обжитое. Вся эта перспектива лежит, распластанная перед нами. На равнине такое невозможно, там плоскость становится линией. Сравниваешь контрасты и горы уже не кажутся такими страшно-отчужденными. Горы – это фантастика! Горы – это вдохновение! Человек пристроился рядом и чувствует мистическое единение с этой бездонной массой… Двое всадников едут по дороге; впереди виднеется мост; на другом берегу домики утопают в зеленом оазисе: красные крыши, белые стены. Провели электричество, столбы устроили на бетонных сваях. Река вьется голубой змейкой, дорога плутает и временами пропадает из виду, а линия электропередач перепрыгнула водное препятствие в самом неположенном месте… Для обозначения громадных пространств художник использует цвето-воздушную перспективу. На первом плане преобладают оттенки охры, далее – оттенки зеленого, еще выше – фиолетового и голубого. Впереди нас – поселок Орто-Токой, расположившийся вдоль реки Чу. Позади, в двух километрах, – Орто-Токойское водохранилище, построенное в 1960 году для нужд мелиорации. Казалось бы, правильнее было изобразить актуальный народнохозяйственный объект! Но художник отвернулся и изобразил нетронутую природу! Он будто говорит нам: горный пейзаж вечен, его не зальешь водой! Мы в окружении вечности! Она всегда перед нашими глазами!


Акынбеков Мэлс Токтосунович

(1942-1993)

Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.