Кыз-Куумай. Левая часть триптиха.

Genre

--

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1971

Size

56,7х62

Number

11249-2793ж

В прошлом кыз куумай – часть свадебного обряда; в наши дни – конная игра. Девушка начинает – джигит пускается в погоню. Если юноша настигнет девушку и поцелует, то обратно они едут рядом. Если парня постигла неудача, то весь обратный путь девушка преследует его, нанося удары плеткой по спине… Триптих состоит из трех картин, объединенных общей идеей. Левая часть – начало игры! Молодые впервые видят друг друга, присматриваются с интересом. Даже, когда садятся на коней, не отрывают взглядов. Юноша в темной одежде и скакун у него вороной. Горячего коня придерживает за узды мужчина в черном чапане и с черной бородой. Он нарочито спокоен и статичен. Девушка в белом платье, в темно-зеленой безрукавке. Ее конь светлой масти спокойно щиплет траву. Девушку подсаживает подруга в красном платье, в темно-красной безрукавке. Герои огромные, величественные и брутальные, предельно обобщенные, готовые превратиться в таинственные знаки… Нет бытовых подробностей, нет деталей – они не нужны! Главное – дух народной игры. Линии гор и долины замыкают круг, линии коней и людей закручиваются в шар! И центр этого шара – невидимый обоюдный взгляд! Центр не композиционный – смысловой! Становится понятным, почему художник рисует девушек со спины. Не показывая лиц, он показал духовный заряд! Мы физически ощущаем его! Озорство, интерес, азарт. Нет, ни глаз, ни щек, ни губ, а мы видим то, что видят молодые! Так ясно, как слышим песню Данияра, а ведь Чынгыз Айтматов мелодию и стихи не писал. Вот это мастерство! Вот это талант!


Акынбеков Мэлс Токтосунович

(1942-1993)

Живописец. Родился 12 ноября 1942 года в селе Алай-куу Советского района Ошской области. В 1967 году окончил оформительское отделение Фрунзенского художественного училища. С 1970 года- Член Союза художников СССР. Главный художник Художественного фонда Киргизии. Работал, в основном как жанрист. Тематика работ разнообразна. Он воспевал красоту традиционного кыргызского быта и разрабатывал революционную тематику. В конце 70х годов художник создал ряд полотен на тему современных новостроек и цикл портретов передовиков сельского хозяйства. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и музеях СНГ. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР. Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Киргизской ССР.