Genre
-
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
?
Size
71х90,7
Number
829-340ж
Ак-Талинский район расположен в Нарынской области Кыргызской Республики, включает в себя долины рек и склоны горных хребтов. Традиционно хлеб кыргызы готовят в тандырной печи. Существует множество вариаций, у каждого района свои традиции и рецепты. Автор увидел, что Ак-Талинский хлеб – это нечто особенное! Женщина держит в руках лепешку. Другая занята подготовкой. Рядом печь, тандыр, идет черный дым. Пространство условное, это может быть: луг, холм, двор. По большому счету, это ощущение от местности. Художник видит ее красной, желтой, черной. Желтый – это солнечные зайчики! Красные пятна – тени от облаков! Черный и охра – крестьянский труд! Воздух высокогорья, жар от тандыра, запаха дыма! Что хотел сказать своей работой живописец? Для модерниста это глупый вопрос. Художник передает свои ощущения и всякие словесные пояснения тут абсолютно бесполезны. Это живопись, а не роман. Искусствовед Ольга Попова пишет о художественном методе автора следующее: «Как правило, картины этого художника бессюжетны; пафос и образная глубина их достигаются выразительностью формы». Лучше не скажешь. Можно только добавить: здесь нет загадки, нет странности, нет ничего… необычного. Это именно тот случай, когда модернистская абстракция превращается… в декоративное панно. И к нему можно применить любые штампованные определения, которые ни о чем не говорят: прекрасное, самобытное, талантливое и так далее! Это и есть квинтэссенция эпохи развитого социализма: и власти не против, и художник доволен. Главное – ничего не происходит, кроме волнений в душе от встречи с прекрасным!
1945
Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).