Genre
--
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Картон, масло
Date of creation
1970
Size
53,7х68
Number
5921-1737ж
Искусствовед Ольга Попова пишет о художественном методе Сатара Айтиева, получившего специальность художника-постановщика кино во ВГИКе: «…в начале творческого пути он еще опирался на опыт киномастеров, создав эскизы к неосуществленному фильму по повести Кубатбека Джусубалиева «Солнце не закончило свой автопортрет». Уже в них проявился психологизм изобразительной условности, любовь к чистой живописности, тонкой организации цветовой композиции». Условный фон – земля, облачное небо, видны дальние горы, или скрылись за туманом. Одинокая юрта или саманные мазанки. Условные женские фигуры в элечеках. Одна условно вскидывает руки. Эскизы формируют пластику будущего фильма, времена военного лихолетья. Есть театральная условность. И сама повесть, и эскизы к кинофильму, по настроению совсем не советские. В эпоху развитого социализма в СССР появлялись неоднозначные трагические произведения, жестко сделанные по форме. Но они всегда апеллировали к свету, к «оптимистической трагедии». В рассматриваемом случае просвета нет и это позволяет отнести, и повесть, и эскизы, к «советскому модернизму». В эпоху развитого социализма повесть была встречена с негодованием, ее обвиняли в спекуляции на неприглядных сторонах советской действительности (до сих пор обвиняют, немного с других позиций). Фильм не закончили, линия развития прервалась, и литература, и кино, остались не-до-модернизированными, а вот в живописи Кыргызстана процесс мажорной модернизации расцвел пышным цветом.
1945
Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).