Ваза и фрукты

Genre

Натюрморт

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1975

Size

43,7,х53,8

Number

6506-926ж

Автор уже использовал эту тему. Еще одна попытка пробиться сквозь видимость к идее. Концептуально оранжевые фрукты – остальное в оттенках серого. Бело-серая скатерть и на ней, в таких же оттенках, ваза. Кое-где пробиваются синие, зеленные пятнышки. Штрих мастихина становится базовым элементом структуры, как и «черный квадрат» в свое время. В плавильном котле идеал обретает себя и просыпаются предметы. Самостоятельно! При чем тут художник? И живопись здесь не при чем! Автор оживил своим талантом «волю», испугался «факультета ненужных вещей», и ярко, крупно подписался, закрепил порядок. Чтобы было ясно, раз и навсегда – кто тут главный. А подпись художник ставил не всегда, а если и ставил, то подпись была незаметная и маленькая. А в этот раз восхитился и подписался: «Ай да Сатар, ай да сукин сын» … Это модернизм и ось не по центру, сдвинулась влево. По оси выстроились: овал вазы, овал чаши и овальная тень от чаши. А с краю художник нарисовал угол! Выпирает угол стола, как в кубизме. Художник рисует, и «овалы», и «углы». Спорит с поэтическими гениями русского авангарда. И здесь уже постмодернистские тенденции. Не может автор без цитат. Не может обойтись без ссылок на шедевры, живописные и поэтические. А есть ли свое? Ваза, оранжевые фрукты, локальный цвет – все это уже было. Ощущение живописного одиночества? Ощущение провинции? Без оригинальности? Ощущение свободы творчества! – Право оживлять чужое через себя!


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).