Genre
Двойной портрет
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
1974
Size
78,7х76,5
Number
6535-1945ж
Две сестры сидят возле стола. Одна в джемпере зеленого оттенка, другая – голубого. У старшей (видно по всему) руки сложены на коленях. Она серьезнее, она – действие и активность. Младшая облокотила руки на стол, она выглядит грустной и задумчивой, она мечтает. Они совсем не похожи, но прически и одежды у них одинаковые. Штрихи движутся по форме, они тоже одинаковые… и разные, о конкретном и о вселенной. Плоскость стола – это земля, стены – облака, фигуры высятся монументами, будто две горы…. Самые знаменитые сестры – чеховские Лида и Женя. Сильная и жестокая – слабая и добрая. Через 78 лет должны были появиться новые сестры в «новых формах». Они появились в Советской Киргизии, в живописи национального модернизма. В чем их новизна? В жесткости. В минимализме, который не похож на лаконизм. Лаконизм – это грация, как у Чехова, это когда ничего лишнего. А здесь вообще ничего нет. Даже на стенах ничего не висит. Здесь бедность и безысходность. Сестрам некуда деваться в этом примитивном утилитарном окружении. Душа есть, но стремится ей некуда. Этот неуютный мир появился как реакция на официальные благостные картинки эпохи застоя. И он был ближе к реальности…. В реальности сестры переберутся в другие места, или … останутся здесь навсегда и продолжения не будет…. Всесильные слова бессильны. То, что удалось изобразить у нас в живописи, в нашей литературе так никто и не описал.
1945
Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).