Genre
Портрет
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Холст, картон, масло
Date of creation
1945
Size
50,4х55,5
Number
6659-1962ж
Сразу же вспоминается «Мальчик с рыбой» Семена Афанасьевича Чуйкова. Картина 1929 года находится в Государственной Третьяковской Галерее. Это ориентализм высочайшего уровня в стиле «бубнового валета». В 70-х автор знает о своем персонаже больше, он может приблизить его и остановиться на фрагменте. Оттопыренные уши, щелки вместо глаз, тонкие губы и скошенный подбородок. Не милашка. Белая рубашка с завернутым воротом, темная тюбетейка и халат. Страшные, несимметричные глаза, этот прием часто использует Пикассо, легитимизирует тему уродливого в искусстве. Уродство, как часть жизни – это прекрасно! И краска, которая лепит жизнь, тоже прекрасна. Как будто пылающее лицо – это свойства цвета загореть на солнце…. Современный художник обратился к достижениям примитивистского периода в изобразительном искусстве Кыргызстана. К картинам 30-х годов о трагедии восстании 16 года. Зачем? Сейчас это непонятно. Но тогда сильно хотелось протеста против «чести, ума и совести нашей эпохи», было сильное желание поскандалить и показать, что все персонажи времен вранья – уроды. И тут же укрыться за большой темой, чтобы не было проблем на работе. Но использовать птичий язык не получилось – получилась шутка. Работа не воспринималась серьезно тогда, не воспринимается и теперь.
1945
Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).