Посвящение

Genre

--

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1972

Size

90х100

Number

6752-1976ж

Живописная картина похожа на одноцветную гризайль. Но глаз всегда различает теплые и холодные оттенки. Различает фактуру: гладкую – для неба и колючую – для земли. Земля – это горизонтальные штрихи, фигуры – вертикальные. Обнаженные женские фигуры. Угадываются позы, виденные на известных фотоснимках. Одна женщина сидит, положив ногу на ногу. Другая держит в руках ребенка, ее изображение выходит за пределы картины. Трудно на это смотреть… Многие нарисованы без ступней. Покрыты грязью? Они чего-то ждут. Ждут смерти? …Сделано обобщено: невозможно определить, где и когда это происходит. Это метафизическое посвящение? Может быть в расчете на то, что каждая эпоха увидит здесь свое? Или отвернется и не захочет ничего видеть… В советское время эту работу, скорее всего, трактовали как посвящение женщинам, жертвам фашистских концлагерей. Но это прямо можно было указать: в названии или намекнуть деталями. Колючей проволоки было бы вполне достаточно. Но автор ничего не уточняет. Посвящение жертвам холокоста? Эту тему в те времена замалчивали…. Возможно, автор сделал посвящение всем женщинам, потерявшим мужей в годы Великой Отечественной войны? Посвящение всем невестам, не дождавшимся своих суженных? … Или, все же, вообще всем! На все времена? Но это невозможно! Невозможно в одной картине. И как быть с женщиной, которая в такую минуту, положила ногу на ногу – одна эта деталь определяет: эпоху, стиль, противостояние…. Сатар Айтиева прямо вводит в изобразительное искусство Кыргызстана эстетические категории уродливого, искаженного, деформированного. Зачем? А затем, чтобы показать, что после таких зверств, невозможно радоваться солнцу, любить, прощать глупость и предательство. Жить так, как будто бы ничего не произошло и изучать историю искусств… Извините за иронию, нечаянно вырвалось, … а почему нечаянно! Художник не может жить с этим и изрыгает свое отчаяние на холсты. А человечество в целом… отвернется и не захочет ничего видеть…


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).