Genre
Пейзаж
Period
Кыргызское искусство 1930-1991
Material / Technique
Canvas, oil
Date of creation
1972
Size
66х44,5
Number
8495-2298ж
Молодой художник хочет обнажить метафизику национальной природы и последовательно убирает все лишнее, преходящее – только озеро, горы, небо. Он отказывается от всех банальных приемчиков традиционной живописи и опускается на уровень фактуры, которая всегда – идеальная абстракция. Прочь искусная имитация жизни! Да здравствует сакральный примитив и говорящая окраска. Модернист хочет доказать, что масляная краска своей серебристой фактурой и искрящейся материей может произвести волнующее впечатление. Волнующую метафизику! И это ему удается! Удается показать другие волны, другие склоны, другую глубину. Молодой художник находит свой творческий метод. Вместо сюжетного реализма – абстракционизм. Вместо деталей – микрокосм брутализма. Вместо трафаретных узоров – национальное в рваном ритме, в отсутствии геометрии, в дикой стихии войлока, без устоявшихся краев…. Визуальная революция! Городские интеллектуалы восприняли такую живопись как свою, «другую», не официальную, не соцреалистическую ложь и не суровую блажь. Как аутентичный элемент реальной жизни, убогой сегодня и многообещающей завтра. Продолжается Эпоха Чудес в Советской Киргизии 70-х!
1945
Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).