Апофеоз войны. Часть диптиха

Genre

-

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1985

Size

94х108,7

Number

10136-2525ж

Искусствовед Ольга Попова пишет об этой работе так: «Новым шагом в развитии его (Сатара Айтиева) своеобразного дарования является диптих «Апофеоз войны», написанный к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. В этом диптихе художник сумел с большой силой убеждения через тему женщины выразить неприятие войны…. Если такие картины, как «Песня», по своему звучанию камерны, то диптих «Апофеоз войны» звучит как симфония сложного социального содержания. И здесь художник отказался от какой-либо сюжетной иллюстративности в решении темы, прибегнув к языку аллегории, выражающей отвлеченное понятие при помощи конкретного образа. Обнаженные женские фигуры, написанные с исключительной пластической мощью, изображены в своеобразном ритуальном исступлении, характер которого расшифровывается динамикой пространственной среды, созданной полифонией цветового и фактурного вихря». На одной части диптиха изображена одинокая обнаженная женская фигура, прижавшая руки к груди и причитающая. На другой части диптиха – две женщины. Одна из них вскидывает руки вверх, взывая к небу, другая – жестом бессилия опускает руки к земле. Колючая земля, враждебное небо. Экспрессия! Крик! Богини материнства вопят в ужасе! Обнаженность добавляет воплям первобытной дикости…. Может, в свое время, картина и смотрелось вызовом. Вызовом привыканию, рутинному официозу, показухе мероприятий и художественной заказухе. Но сейчас к таким эстетским протестам привыкли. Тема трактована слишком умно, слишком отвлеченно! Привыкли к акциям, перформансам, инсталляциям. И третья мировая война кажется уже возможной и не такой страшной…. Мы утеряли дар сопереживания! Боимся катарсиса! Стесняемся плакать. Художники разучились делать конкретно и талантливо, эмоционально использовать живые наблюдения. А в искусстве: чем конкретнее, тем эмоциональнее. А это квинтэссенция реализма! Здесь нет реализма, конкретной истории, конкретного человека. Нет конкретного горя, ужаса, крика и живопись превратилась в расчет…, и философией не стала.


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).