На джайлоо

Genre

-

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1983

Size

90х90

Number

10204-2561ж

Холст квадратный, колорит пестрый, формы абстрактные, живопись пастозная, выделяется сидящая женщина. И без разницы, о чем она думает. Смешалось все в кучу: сухая трава, краешек юрты, кошма, кусочек голубого неба, темная туча и косой дождь. Похоже на джайлоо? … Для новых работ нужны новые формы. Автор пробует менять манеру, но эксперимент не удался, и новые формы ни о чем не говорят. Не нажито, не передумано, не перемучено и не найдено. Да! Художник свободен в своем творчестве! Но у свободы есть обратная сторона. Безбрежная свобода ведет к фрустрации и к ощущению бессмысленности жизни, которая заполоняет все и ничего более не важно. Нет ни контекста, ни идеи, ни смысла – есть только чарующие, бесконечно красивые, изысканно-пестрые пятна великолепного коврового узора. Картина имеет конкретное название, но вряд ли она о жизни на джайлоо. И не похоже, чтобы живопись отражала условия, в которых создавалась… Но надо признать: иногда кажется, что в этих отвлеченных абстракциях угадано нечто… неуловимое! О времени, о себе, о жизни на джайлоо.


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).